Лекция: ЛЕКЦИЯ СТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

 

Причины бурного развития мореплавания в Европе в ХV в. По мнению историков-марксистов, все они, так или иначе, были связаны с развитием экономики. Главнейшими из них являются: 1. Высокий уровень развития товарного производства, из которого вытекает: 2. Недостаток денег, усиливавший жажду их, что вызвало: 3. Начало чеканки собственной монеты. Уже с ХIII–ХIV в. в различных странах Европы восточные денежные знаки уступают место местным (флоринам, дукатам, экю, гульденам и др.).

Предприимчивые европейцы начали везде искать золото и серебро, которых на их родине было крайне мало. В ХV в. во всей Европе ежегодно добывалось примерно 3 тонны золота и 6 тонн серебра. Наиболее богатые из известных в то время залежей золота нахо­дились в Африке (Сенегал, Нигер, Судан, бассейны рек Замбези и Лимпопо), а также на полуострове Малая Азия, которым владела Османская империя. Всё это порождало глубокое несоответствие между развитой, но бедной полезными ископаемыми Европой и регионами, имевшими земли с богатыми недрами и более примитивную экономику.

В ХV–ХVI вв. Европу охватил настоящий бум кладоискательства. Ещё Джеффри Чосер (1340–1400) высмеивал в одном из «Кентерберийских рассказов» современных ему алхимиков и писал о роли золота. В ХV в. в Германии складывается легенда о докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу, в том числе ради приобретения «философского камня», который должен был обладать способностью превращать все предметы, к которым он прикасался, в золото. В начале ХVI в. Кристофер Марл стал первым драматургом, написавшем трагедию о докторе Фаусте. Ему же принадлежит крылатое выражение о том, что жажда золота наполнила ветром паруса кораблей.

Дисбаланс в торговле Европы и Востока. Накануне начала эпохи Великих географических открытий азиатская торговля была для предприимчивых европейцев одним из надёжных способов нажить состояние. К тому времени выросли культурный уровень и эстетические требования европейской знати, всё более предпочитавшей изысканные восточные товары изделиям местного производства. В наибольшей степени возросли потребности европейцев в восточных пряностях, парфюмерных изделиях, тканях и украшениях. Всё это способствовало оттоку драгоценных металлов из Европы, усугубляя её и без того стеснённое положение в сфере денежного обращения.

Ярким показателем возраставшего интереса европейцев к Востоку в ХV–ХVI вв. было регулярное переиздание книги итальянского путешественника Марко Поло (1254–1324). Основными путями, использовавшимися для европейско-азиатской торговли, были Северный (пролегал по странам, некогда бывшим в составе империи потомков Чингисхана), Великий шёлковый путь (через Константинополь, Малую Азию, Сирию, Среднюю Азию) и древний «путь благовоний» (через Красное море), находившийся под полным контролем турецкого султана.

Во второй половине ХV в. Европа, по существу, ещё не имела возможности доставлять необходимое ей количество драгоценных металлов. Тем не менее, по выражению Ф.Энгельса, растущая жажда золота – свидетельство того, до какой степени товарно-денежные отношения подточили феодальный строй.

Основными центрами мореходства до ХV в. были: европейский (от Белого моря до Чёрного и Балтийского морей), арабско-индийский и китайско-малайский. Для европейского региона до создания каравеллы были характерны преобладание неуклюжих судов, г.о. галер, и каботажное (прибрежное) плавание. При этом норманны на своих быстроходных ладьях в Х–ХIII вв. переплывали Атлантику. Ок. 1000 г. Лейв Счастливый, сын Эрика Рыжего (первооткрывателя Гренландии), достиг о. Ньюфаундленд (соврем. Канада).

Норманнские ладьи вмещали до 60 человек. Это были килевые суда, что сыграло определяющую роль в последующем развитии мореходства. Результатом постоянного развития и совершенствования европейского мореходства стало создание в ХV в. каравеллы – принципиально нового типа парусного судна, которое могло двигаться не только по ветру, но и против ветра.

Появление каравеллы было дополнено усовершенствованиями в области вооружения. Появились пушки, стрелявшие не каменными, а чугунными ядрами, новый вид огнестрельного оружия – мушкеты. Венгерские оружейники изобрели кремнёвый замок для воспламенения пороха в ружьях.

Предпосылки возникновения востоковедения как особой отрасли знания. Великие географические открытия заставили европейцев более серьёзно заняться не только строительством флота для дальних плаваний в восточные страны, но и изучением языков и культуры азиатских и африканских народов.

Открывшиеся новые широкие перспективы для личного обогащения требовали от предприимчивых людей, действовавших на Востоке, понимания тамошней специфики экономической и общественной жизни. Если в Европе в раннее Новое время уже существовали определённые рамки законности и бизнесмены имели возможности решать свои проблемы законным путём, то на Востоке многое зависело от личных контактов и настроения правителя.

Востоковедение как особая отрасль знания возникла в ХVI–ХVII вв. в тех странах, которые вступили на путь колониальных захватов. Первыми из них были Голландия, Англия и Франция. Именно в этих странах, а не в Португалии и Испании, ранее начавших заморские завоевания, впервые начало развиваться востоковедение.

Как считают историки-марксисты, португальцы и испанцы были колонизаторами феодального типа, а голландцы, англичане и французы – завоевателями капиталистического типа. Это означало, что в ходе завоевания Америки испанские и португальские конкистадоры объявляли захваченные ими земли собственностью своей короны, истребляли в огромных количествах местное население и устанавливали общественные порядки, действовавшие на их родине.

Голландские, английские и французские колонизаторы действовали на Востоке в более сложных условиях. Здесь им противостояли не беспомощные индейцы, никогда не видавшие огнестрельного оружия, а цивилизованные народы, познакомившиеся с порохом на тысячу лет раньше европейцев.

Это заставляло колонизаторов ставить перед собой более скромные задачи, с точки зрения освоения новых территорий, и расширять своё влияние, прежде всего, экономическими, а не военными методами. Местных торговцев нужно было убедить в необходимости увеличении производства и продажи пряностей, благородных металлов и других товаров, в которых остро нуждалась Европа, а это заставляло европейцев активно изучать восточные языки и традиции.

Становление практического востоковедения. Безусловно, главной задачей начального этапа развития европейского востоковедения было изучение восточных языков. Оно имело свои специфические черты. Языки изучались так, чтобы сделать овладение ими по возможности лёгким для европейских колонизаторов, а это приводило к стремлению излагать строй восточных языков, их грамматику в привычных для европейцев терминах, в духе грамматик европейских языков.

Изучение стран Востока слагалось из изучения географии (физической, экономической и политической) той или иной страны, населения (его этнического состава, образа жизни, хозяйственной деятельности, нравов и обычаев, верований и культа), социальных отношений, характерных для общества этой страны, и её политического устройства.

К этому добавлялись сведения о литературе данной страны и об её истории. Особенностью такого изучения были его описательный характер и комплексность. Так сложились первые отрасли востоковедения – языкознание и страноведение.

Недостаточный уровень европейского востоковедения на первых этапах его развития имел следствием создание неточных карт вновь открытых стран и побережий, а также проникновение в описания далёких земель всевозможных мифов и недостоверных исторических сведений, которыми с удовольствием делились с европейцами местные жители в различных странах Востока.

Деятельность ордена иезуитов на Востоке. Созданный в 1534 г. для борьбы с протестантизмом и восстановления былого авторитета католической церкви орден иезуитов активно помогал колонизаторам в распространении их влияния в государствах с иноверным населением. Миссионеры-иезуиты проникали во вновь открытые страны, оседали там, куда не могли проникнуть ни воины, ни мореплаватели, ни купцы.

Проповедуя христианство, иезуиты подчиняли себе влиятельных лиц и правителей, продавали разные товары, в первую очередь огнестрельное оружие, собирали сведения, изучали страну, в которой жили, и создавали форпосты колониального проникновения. В раннее Новое время именно иезуиты были наиболее квалифицированными специалистами в различных областях научного востоковедения.

Результаты деятельности иезуитов на Востоке во многом зависели от их возможностей и способности найти в местных традициях и верованиях параллели с европейской культурой и элементами христианского культа. Тяжелее всего это удавалось сделать в странах мусульманского мира, распространившегося в Средние века вплоть до главных островов Индонезии.

Первые христианские миссии на полуострове Индостан. После открытия в 1498 г. Васко да Гамой морского пути в Индию вокруг Африканского континента его земляки-португальцы начали активное освоение западного побережья Индостана. При этом они отличались особой жестокостью по отношению к индийским и арабским корабельщикам, поставив своей целью захват морских торговых путей, которыми доставлялись в Европу пряности и другие восточные товары.

Первым опорным пунктом португальцев в Индии стал порт Гоа, где они обосновались в 1510 г. Помимо открытого террора, португальцы стремились подчинить местное население и путём приобщения его к Христовой вере. Обратив в христианство несколько десятков местных жителей, они основали в 1534 г. епископство в Гоа, с явным намерением добиться более внушительных успехов в этом процессе.

Начавшаяся в Европе в 1517 г. Реформация лишила почти на два десятилетия Папскую курию возможности осуществления эффективного руководства миссионерской деятельностью в Ост- и Вест-Индии. Обосновавшиеся в Гоа португальцы, среди которых было немало людей с пиратским прошлым, были христианами лишь по названию. В стране с такими древними религиозными традициями, на родине одной из мировых религий – буддизма, проповедь Христовой веры должны были вести миссионеры высочайшей квалификации и обширного кругозора знаний.

Ситуация начала меняться в середине 30-х годов ХVI в., когда возник орден иезуитов. Уже тогда, задолго до созыва Тридентского собора (1545–1563), на котором были окончательно преодолены разногласия внутри Католической церкви и намечены пути её обновления, иезуиты взяли на себя функцию распространения христианства западного обряда по всему миру.

Деятельность Ф. де Хавьера. Наиболее яркой фигурой среди проповедников Христовой веры в Южной Азии и на Дальнем Востоке стал испанский иезуит Франсиско де Хавьер (1506–1552), которого многие исследователи называют на французский манер Франсуа Ксавье. В 1542 г. он прибыл на полуостров Индостан и последние десять лет своей жизни провёл в трудах по обращению азиатского населения в христианство.

Прежде всего, Ф. де Хавьер сделал полноценными христианами «одичавших» португальцев в Гоа. После этого он начал миссионерскую деятельность среди индийского населения, жившего на берегах Траванкора и в Параве. Успехи Ф. де Хавьера на полуострове Индостан были весьма скромными.

После уничтожения португальцами султаната Малайя в 1511 г. в индонезийском регионе были созданы условия для начала проповеди христианства. В 1545 г. туда переехал из Индии Ф. де Хавьер. Из Малайи неутомимый миссионер направился в 1549 г. в Японию. Смерть настигла его 2 декабря 1552 г. на китайском острове Санциане.

Дело Ф. де Хавьера продолжило новое поколение миссионеров. Один из них, Робер де Нобили (1606–1656) даже вступил в касту брахманов для обращения их в христианство. Однако при этом он допустил ряд отступлений от догматов христианской веры.

Проникновение европейских традиций и христианства в Японию. Появление у берегов Японии в 1543 г. португальцев, а спустя шесть лет испанцев, которые достигли Японских островов из Мексики, положило начало распространению огнестрельного оружия, а также христианства. Огнестрельное оружие, впервые применённое в Японии в 1575 г., совершило переворот в военном деле.

Если раньше главная роль в бою принадлежала всадникам-самураям, а пехотинцы были оруженосцами, то теперь на первое место вышли пехотинцы (асигару), возникла необходимость в профессиональном солдате, который владеет огнестрельным оружием, а это могло быть достигнуто лишь в результате систематических повседневных тренировок.

Князья стали формировать свои дружины не только из самураев, но и из крестьян, которых заставляли жить при замках, полностью оторвав их от сельского хозяйства и предоставив им рисовый паёк в качестве жалования. Введение огнестрельного оружия оказало влияние и на технику возведения укреплений, в частности замков, которые окружались крепкими стенами и рвами с водой.

Чтобы привлечь иностранных торговцев, вооружиться огнестрельным оружием и получить поддержку европейцев в междоусобной феодальной борьбе, князья принимали христианство и заставляли своих вассалов следовать их примеру.

Проповедь католичества получила особенно широкое распространение на острове Кюсю, где стали открывать христианские церкви и школы. Появление европейцев способствовало усилению торгового капитала, совершенствованию военного дела, обострило междоусобные войны и привело к возникновению опасности подчинения Японии европейцам по образцу Филиппин, где в 1571–1575 гг. укрепились испанцы.

Попытки распространения католического влияния на Китай. Не сумев проникнуть в «Поднебесную» с помощью оружия, западноевропейские колонизаторы прибегли к услугам миссионеров из ордена иезуитов. Наиболее известен среди них итальянский иезуит Матео Риччи. В 1601 г. ему разрешили приехать в Пекин. Он пользовался большим влиянием при дворе династии Мин.

М. Риччи первым из иезуитов выучил китайский язык. Он организовал в Китае постоянную миссию иезуитов, просуществовавшую до ХVIII столетия. М. Риччи умер в Пекине 11 мая 1610 г., его дело продолжили Никола Лангобарди и Жан де Роха, носившие титул старшин. Их преемники (Э. Диас, Ф. Фуртадо, Ю. Алени и А. де Семедо) были уже вице-провинциалами, что свидетельствует о создании иезуитами на Дальнем Востоке одной из провинций «общества Иисуса».

Среди миссионеров в Китае были итальянцы, португальцы, немцы и многие другие Миссионеры подготовляли почву для дальнейшего колониального проникновения в Китай, добывали сведения о самых разных сторонах жизни китайцев. Но наряду с этим они знакомили китайцев с достижениями западноевропейской науки и техники.

Иезуиты помогли уточнить китайский календарь, освоить производство огнестрельного оружия, лить пушки и ядра по западному образцу. Они также выступали посредниками в торговле, познакомили китайцев с часами и очками. Что касается влияния европейского искусства на китайцев, то последние заимствовали у европейцев лишь технику гравюры.

Возникновение тюркологии. Сведения о тюркских народах поступали в Европу как от послов и путешественников, бывавших в различных регионах, подвластных тюркам-сельджукам, монголам, туркам и другим тюркским народам, так и от европейцев, побывавших на Востоке в качестве пленников.

С ростом территории и влияния Османской империи интерес к истории, географии и культуре Турецкой державы и главному языку подданных её султана заметно возрос. Многократно переиздаются сочинения Иоанна де Плано Карпини, Вильгельма Рубрука, Марко Поло и других европейцев, побывавших в ХIII–ХV вв. в различных регионах тюркского мира.

Первое дошедшее до нас в рукописи пособие по изучению турецкого языка было составлено в 1533 г. секретарём флорентийской миссии в Константинополе Филиппом Ардженти. Первая грамматика турецкого языка была составлена итальянским монахом Пьетро Феррагути (рукопись 1611 г.). Первую научную грамматику турецкого языка издал в Лейпциге в 1612 г. Иеронимус Мегизер.

В ХVII и ХVIII вв. изучение Османской империи в западном востоковедении являлось главным направлением в тюркологии и преследовало преимущественно практические цели – выяснение причин политического и военного могущества Османской империи. Особенно ярко это проявилось во Франции, где работали крупнейшие тюркологи того времени – Луиджи Фердинандо Марсильи (1658–1730), написавший книгу «Военное состояние Оттоманской империи с её приращением и упадком», изданную в 1732 г. на итальянском и французской языках и переведённую в 1737 г. на русский язык, и Мураджа д` Оссон (1740–1807) – армянин по национальности, написавший многотомный труд об Османской империи, её административной структуре, фискально-налоговой системе, основных положениях законодательства, жизни султанского двора и т.д., издававшихся в 1788–1824 гг. В русском переводе этот труд получил название «Полная картина Оттоманской империи…». Он издавался с 1795 г. и не был закончен.

Появление арабистики как особой отрасли знания. Арабы не были для европейцев эпохи Великих географических открытий таким же неизвестным народом, как индийцы или китайцы. Как известно, арабы проникли в Европу уже в начале VIII в., после чего в течение нескольких веков господствовали над землями к югу от Пиренейских гор.

Тем не менее, после появления в Европе университетов, когда высшие учебные заведения мусульманской Испании перестали быть главными очагами образованности в этой части света, интерес к арабскому языку и культуре резко упал, и для европейцев раннего Нового времени арабский мир был уже terra incognita.

В Европе арабистика зародилась в конце ХVI – начале ХVII в. и начала развиваться в ХVII–ХVIII вв., когда основными центрами её стали Рим, Париж, Лейден. История арабских народов изучалась также в Оксфорде, Кембридже и в некоторых немецких университетах.

Интерес к арабским странам в тот период стимулировался как развитием торговых и дипломатических отношений с Востоком, таки практическими задачами миссионерской пропаганды, стремлением Ватикана подчинить себе христианские церкви Востока. В то время арабистика была тесно связана с теологией; арабский язык наряду с древнееврейским изучался для понимания священных книг.

Появлением в свет в 1613 г. арабской грамматики голландского филолога Т. Эрпениуса было положено начало арабской филологии в Европе. Отрывочные известия по арабской истории и исторической географии, собранные западными арабистами в этот период, были в какой-то мере подытожены английским востоковедом Э. Пококком в его труде «Очерк истории арабов», вышедшем в 1650 г., и французским востоковедом Б. д` Эрбело в его энциклопедическом своде «Восточная библиотека», изданном в 1697 г.

 

ЛЕКЦИЯ. ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА

 

Османская империя в эпоху расцвета. На рубеже ХV–ХVI вв. турецкие владения простирались от границы с Ираном до границы с Венгрией и Адриатического моря. В 1501 г. султан Баязид I (1481–1512) заставил признать вассальную зависимость от Турции молдавского господаря Штефана IV. В то же время в самом центре владений Османов – Анатолии в начале ХVI в. вспыхивает ряд крупных крестьянских восстаний, проходивших под шиитскими лозунгами.

После жестокого подавления этих восстаний в 1513 г., когда было убито 40 тысяч шиитов, Селим I (1512–1520) в 1514 г. разгромил при Чалдыране армию персидского шаха Исмаила I из династии Сефевидов и занял его столицу Тебриз. Следующими странами, покорёнными Селимом I, стали Армения, Курдистан и Северная Месопотамия до Мосула включительно. В 1516–1517 гг. турецкая власть распространилась на Сирию, Ливан, Палестину, Египет и Хиджаз, а в 1519 г. и на часть Алжира.

Завоевания Селима I увеличили территорию Османской империи вдвое. Его сын и пре-емник Сулейман I (1520–1566), прозванный турками Кануни (’Законодатель’), а евро-пейцами Великолепным, продолжал захваты на Востоке, и ему, как и его пред-шественнику, приходилось подавлять восстания в Малой Азии, но главный удар он на-правил против государств Запада. В 1521 г. турки завоевали Белград, в 1526 г. нанесли тяжёлое поражение венгеро-чешским войскам в битве при Мохаче и захватили столицу Венгрии Буду. В дальнейшем, несмотря на неудачную осаду Вены (1529), они не только закрепили за собой юг Венгрии, но и распространили в 1541 г. своё господство на центральную её часть. Сулейман I вёл агрессивные войны также против Польши и других стран. Мощный турецкий флот под командованием Хайраддина Барбароссы контроли-ровал почти весь Средиземноморский бассейн.

Несмотря на то что некоторые из захваченных территорий были вскоре утрачены (Вос-точная Армения, Азербайджан) или сохранили фактически свою независимость (Йемен, Черногория), Османская империя в это время представляла собой огромное государство, являвшееся твердыней ислама в тогдашнем мире.

Великий сеньор, или Великий турок, как именовали султана в Европе, стал одним из наиболее могущественных государей. По просьбе французского короля Франсуа I Сулей-ман I в 1536 г. заключил с ним союзный договор. Одновременно был разработан текст т.н. капитуляций, предоставлявших французским подданным торговые, консульские и судеб-ные льготы, свидетельствовавшие тогда как по форме, так и по существу о превосходстве Османской империи над своим слабым союзником.

Правление Сулеймана I ознаменовалось также изданием ряда законодательных актов, направленных на упрочение существующих порядков, расширение привилегий светской и духовной знати, развитие торговли и ремёсел, литературы, науки, искусства, архитектуры. Однако в тот же период расцвета Османской империи исподволь складывались пред-посылки её упадка. Великие географические открытия отвлекли из Средиземного моря и Малой Азии на другие пути значительную долю транзитной торговли. „Революция цен” в Европе также нанесла сильный удар турецкой экономике и финансам.

Начало кризиса Высокой Порты. При преемниках Сулеймана I стали более рельеф-ными внутренние противоречия, заложенные в той самой военно-ленной системе земле-владения, которая в своё время была основой военной мощи турок. По мере территори-ального расширения и роста товарно-денежных отношений благородное сословие (сипахи) проявляло всё больший интерес к хозяйственной (а не только к фискальной) эксплуатации своих ленов, усиливало нажим на подвластных им крестьян, вводило произвольные побо-ры, уплату части урожая (издольщину), а иногда и барщину.

Уже с конца ХVI в. перестал соблюдаться запрет сосредоточения нескольких ленов в одних руках. В Турции происходило нечто подобное „второму изданию крепостничества”. При этом изменялась и расстановка сил в правящем классе. Старых военных ленников, ко-торые были для крестьян прежде всего представителями политической власти, постепенно вытесняли новые, стремившиеся стать полными землевладельцами. Иногда это были прежние сипахи, сумевшие превратить свои бывшие временные лены в постоянные част-нофеодальные поместья – чифтлики, но чаще всего сипахи разорялись и их лены перехо-дили в руки других владельцев, не связанных воинскими обязательствами. Таким образом, по своему характеру турецкий феодализм всё больше сближался с европейским.

Наряду с новой земельной знатью усиливается духовная аристократия, в особенности улемы – высшее сословие мусульманских законоведов и богословов. Они имели значи-тельное недвижимое имущество (вакуфы), что вместе с политической и идеологической ролью ислама позволяло высшему мусульманскому духовенству оказывать существенное, подчас решающее влияние на султана, правительство и армию. Прямо или косвенно при-общался к землевладению ростовщический капитал. Он разрушал старую, военно-ленную систему, но не создавал более прогрессивных форм землевладения.

Ближайшим следствием этого было сокращение численности и снижение боевых ка-честв турецкого войска. Новые землевладельцы вовсе уклонялись от военной службы, а в среде сипахи, ещё выполнявших свои воинские обязательства, резко упала дисциплина. Разлагались и войска, состоявшие на денежном жаловании, в особенности янычары. Ока-завшись единственной серьёзной опорой султанской власти, янычары сделались орудием феодальных клик и придворной камарильи. В нарушение старинных правил они обзаве-лись семьями, стали превращаться в своеобразную социальную прослойку, использовав-шую свои привилегии для занятия торговлей и ремёслами. В янычары фиктивно записы-вались многие торговцы и ремесленники, не имевшие никакого отношения к военному делу. Всё это приводило к тому, что и многие из „настоящих” янычар также старались „откосить” от военной службы и посвятить себя бизнесу.

Во второй половине ХVI в. резко снизилось значение султанов как полководцев и госу-дарственных деятелей. Янычарские бунты и постоянный стран перед угрозой свержения (которое облегчалось количественным ростом династии и порядком престолонаследия не от отца к сыну, а к старшему по возрасту принцу) побуждало каждого султана содержать предполагаемых наследников под строгим наблюдением, не допуская их ни к военной, ни к административной деятельности. После Сулеймана I Великолепного султаны уже не возглавляли армию в походах и всё менее влияли на государственные дела. Случалось, что государством фактически управляли энергичные великие везиры, такие, как Мехмет-паша Соколлу (60 – 70–е годы ХVI в.).

Первое серьёзное поражение Османская империя потерпела в 1571 г. в морской битве с испано-итальянской эскадрой при Лепанто. Неудачной для турок стала и война с Россией в 1569 г. Тем не менее границы турецкой державы оставались в общем стабильными на протяжении ста лет. Были даже новые приобретения – Кипр (1571) и Тунис (1574), велись с переменным успехом многочисленные войны на востоке против Ирана, на западе – про-тив Австрии, Речи Посполиты, Венеции. Турецкая официозная история („Тарих”) назы-вает этот столетний период „эпохой остановки” (теваккуф деври). В действительности же „остановилось” только территориальное расширение империи, но не внутреннее разложе-ние военно-ленного строя.

Образование державы Сефевидов. После смерти великого Тимура (Тимурленга) в 1405 г. его империя распалась на ряд враждующих государств. Наиболее сильными из них были Кара-Коюнлу (’Чёрнобаранное’) и Ак-Коюнлу (’Белобаранное’). Правители мелких иранских государств не прекращали опустошительных нападений друг на друга. Наличие постоянной турецкой угрозы на западе страны настоятельно требовало объединения Ира-на в единое государство. Однако ни одно из названных государств – наследником импе-рии Тимура – не стало объединителем страны.

Во второй четверти ХV в. в г. Ардебиль (Южный Азербайджан) усилилось влияние наследственных духовных владык из рода Сефевидов, ведших своё происхождение от главы суфийского ордена Ардебиля Сефи-ад-дина. „Святое” происхождение побудило Сефевидов заявить о своих правах на верховную светскую власть. Их претензии под-держивало местное население и тюркские племена кызылбашей. Последние, недовольные централистской политикой Османской империи, подняли в 1499 г. восстание, которое воз-главил Исмаил Сефевид. Мятежники опустошили Южный Азербайджан (Ширван) и раз-громили основные силы Ак-Коюнлу. В 1502 г. Исмаил Сефевид захватил г. Теб-риз, объявив его столицей Ирана, а себя – шаханшахом. Так возникло государство Сефеви-дов, правивших в Иране до 1736 г.

Образование державы Сефевидов совпало с экономическим подъёмом в стране, про-должавшимся на протяжении всего ХVI в. Первые правители нового государства уделили большое внимание строительству дорог, караван-сараев и других элементов инфраструк-туры. Для повышения темпов развития экономики преемник Исмаила I Тахмасп I (1524–1576) отменил тамгу – тяжёлый налог на ремесло и торговлю. В 1548 г. он перенёс столицу из Тебриза в Казвин, но это не ослабило решающего влияния кызылбашей. В ин-тересах знати этих племён осуществлялась внутренняя и внешняя политика государства Сефевидов вплоть до конца ХVI в., а представители кызылбашской знати занимали здесь руководящее политическое положение.

Реформы Аббаса I в Иране. Расцвет государства Сефевидов падает на правление шаха Аббаса I (1587–1629), сумевшего умело воспользоваться плодами предшествующих деся-тилетий экономического подъёма для укрепления центральной власти. Аббас I пришёл к власти как ставленник кызылбашей в период тяжёлой для Ирана войны с Османской им-перией. В 1590 г. он пошёл на подписание Стамбульского мира с Турцией, по условиям которого Сефевиды отдали туркам свои владения в Закавказье.

„Мирную передышку” в противостоянии с Османами Аббас I использовал прежде все-го для того, чтобы отделаться от опеки кызылбашей и ликвидировать первые ростки сепа-ратизма. В борьбе с кызылбашами шах опирался на мелкую знать, чиновников, высшее шиитское духовенство, заитересованных в укреплении центральной власти, а также на го-родские торговово-ремесленные слои. После заключения Стамбульского мира Аббас I разбивает сепаратистов и переносит столицу в 1598 г. в Исфахан. Для недопущения про-явлений сепаратизма Аббас I провёл ряд реформ.

1. Военная реформа. Суть её заключалась в создании постоянного шахского войска вместо отрядов феодальных владетелей. Это способствовало ослаблению влияния конни-цы кызылбашей, а поднимаемые ими восстания беспощадно подавлялись.

2. Создание при шахе «высочайшего меджлиса» – государственного совета с совеща­тельными правами. При Аббасе I меджлис состоял из семи вельмож.

3. Ликвидация монополии кызылбашей на занятие должностей правителей областей. Для этого теперь привлекалась местная знать, однако вожди кызылбашей всё ещё играли за­метную роль при дворе.

4. Расширение фонда государственных и лично шахских земель (домена), хотя доходы с некоторых вакуфов порой превышали доходы шаха. Постепенно расширяется частное землевладение (мульк), обладатели которого платили в казну 1/10 часть поземельной по­дати. Аббас I незначительно снизил подати. Однако при его преемниках Иран вступает в полосу нараставшего кризиса.

Создание империи Великих Моголов. В начале ХVI в. Делийский султанат, где правила афганская по происхождению династия Лоди, клонился к упадку, что проявилось в расцвете раз­личных религиозных течений.

Наиболее яркими из них были религиозно-реформаторское движение бхакти, высту­павшее против кастового деления общества, с экуменическими идеями объединения мусульман и индусов. Проповедник Нанак (1469–1538) основал сикхизм – монотеистическое учение с пуританской строгостью нравов, отрицанием авторитета духовенства. Учителя сикхов (гуру) внушали своим последователям веру в переселение душ и убеждение в том, что спасение доступно всем людям. Шейх Абдулла Ниязи заявлял о скором приходе нового мессии (махди). Его сторонники (махдисты) за­хватили власть в Биане и установили там общность имущества, что вызвало карательный поход против них в 1548–1549 гг. В соседнем Афганистане возникло тече­ние рошанитов в главе с Баязидом Ансари, выступавшего против усиления вла­сти знати и за независимость афганских племён. Учение рошанитов также полу­чило широкое распространение в Индии начала ХVI в.

Создатель империи Великих Моголов Бабур («Тигр») родился в 1483 г. в Фергане (соврем. Узбекистан) в знатной семье, ведшей своё происхождение от Чингис-хана. Потерпев поражение в борьбе за власть на родине, Бабур отправился со своей армией против Де­лийского султаната, поскольку Индия представлялась ему последней возможностью удовлетворить честолюбивые замыслы. Разгромив правителя Делийского султаната Ибра­хима Лоди в сражении у Панипата в 1526 г., Бабур положил начало двухсотлетнему прав­лению Великих Моголов в Индии. После покорения большей части Северной Индии Ба­бур стал править самодержавно, опираясь только на силу, не создавая никакой граждан­ской администрации.

При этом Бабур был очень способным и разносторонним человеком. Он занимался науками, писал стихи и мемуары. Начиная с 1504 г., когда он завоевал Кабул и основал в нём «Сад верности», Бабур устраивал сады повсюду, чьи бы земли он ни завоёвывал. Смерть Бабура в 1530 г. привела к временному ослаблению империи Великих Моголов при Хумаюне, но при третьем императоре – Акбаре (1555–1605) эта держава достигла пика своего могущества.

Реформы Акбара и их значение. Осознавая необходимость укрепления центральной власти, Акбар взял курс на усиление господства государственной собственности на землю. При нём был значительно расширен фонд государственных земель за счёт конфискаций владений у непокорной знати. Кроме того, Акбар провёл ряд реформ, важней­шими из которых стали:

1. Налоговая реформа. Суть её состояла в том, что отныне рента-налог взималась с хо­зяйства каждого тяглового крестьянина в отдельности. Размеры налога зависели от каче­ства земли и вида обрабатываемой культуры. В конечном счёте, продуктовая рента была заменена денежной. Доля государства в урожае оставалась прежней – 1/3. Эта реформа привела к закабалению крестьян ростовщиками, всё большему втягиванию их в товарно-денежные отношения и началу разложения индийской общины.

2. Основной формой феодального землевладения стал джагир – очень крупная по раз­мерам территория, обладание которой предусматривало обязательную службу шаху. Средний срок держания одного и того же джагира не превышал 10 лет. Джагирдар соби­рал в свою пользу поземельный налог, но не сам, а государственные чиновники фиска, за которыми следили агенты джагирдара. Власть джагирдаров была почти неограниченной. За это они были обязаны содержать за свой счёт войско, находившееся в их подчинении. В случае смерти джагирдара шах становился наследником всего его имущества, в том числе гарема.

Джагирдары регулярно поднимали мятежи, борясь за превращение своих владений в наследственные. Для недопущения этого Акбар не только жестоко подавлял мятежи, но и давал джагиры не единым массивом, а чересполосно. В конце своего правления он попы­тался ликвидировать эту не оправдавшую его надежд систему.

Индия после Акбара. Империя, созданная Акбаром, сумела сохранить свой авторитет и влияние в течение века после его смерти. При сыне Акбара Джахангире (1605–1627) страна пережила несколько мятежей знати, вызванных отказом падишаха от поводившейся при Акбаре политики веротерпимости.

Правление Джахангира было наполнено войнами как внутри страны (с раджпутами), так и с соседним Ираном и афганскими ханами. Сам падишах был безвольным пьяницей и наркоманом, поэтому конец его правления был печальным: он попал в плен к одному из своих вассалов и вскоре умер.

Ему наследовал старший сын Шах-Джахан (1628–1658), которому удалось изгнать португальцев из Бенгалии и распространить свою власть на юг Деканского полуострова, воспользовавшись междоусобными войнами местных правителей. Однако вторжение в Афганистан принесло Шах-Джахану лишь временные успехи.

Шах-Джахан не предпринимал каких-либо важных реформ, касающихся дел управления государством. Джагирдары при нём получили право содержать лишь 1/3 того числа воинов, которое они должны были иметь согласно законам Акбара.

Ещё дальше, чем его отец Джахангир, он отошёл от политики Акбара в отношении индусов. Он вновь ввёл отменённый Акбаром лунный календарь, запретил браки мусульманских вельмож с индусками, приказал разрушить ряд индуистских храмов.

Сокровища, поступавшие в казну, шли на содержание пышного двора. В столичных городах Акре и Дели и ряде других городов сооружались крепости и дворцы, отличавшиеся монументальностью и богатством. Многие из них были выполнены в белом мраморе, инкрустированы сердоликом и другими драгоценными камнями. Среди них – великолепный мавзолей любимой женв падишаха Мумтаз-махал – знаменитый Тадж-Махал.

В конце своего царствования Шах-Джахан решил продвинуть границы империи Великих Моголов далеко на юг. Командующим своего войска он сделал наследника престола – принца Аурангзеба. Хотя наступление моголов было внезапно остановлено по приказу падишаха, две южных области вошли в состав владений Шах-Джахана.

 


[1] Лат. aqua vitae – ‘вода жизни’, так средневековые алкаши любовно называли спирт или самогон.

еще рефераты
Еще работы по истории